Тесты резкости объективов
Тест резкости был выполнен на скорую руку. Снимались книжные полки
в комнате, фрагменты корешков приведены в таблицах.
Вся съемка была сделана камерой Nikon D60 (10MP),
со вспышкой SB600 для избежания шевеленки (у D60 нет предподъема зеркала).
Конвертация из NEF в Adobe Photoshop
CS4 Camera Raw 5.0, небольшой подъем резкости. Вырезанный фрагмент
выравнивался по кривым, чтобы обеспечить примерно одинаковый внешний
вид. ISO 100 кроме некоторых снимков при f/22, f/32. Для неавтофокусных
линз экспозиция подбиралась варьированием мощности вспышки в ручном
режиме или подъемом ISO, если вспышки не хватало. Я пытался двигать штатив
так, чтобы при разных фокусных расстояниях кадр охватывал примерно одну
и ту же область, но это не всегда было возможно, поэтому центральные
кропы с 135 и 200 мм имеют больший размер просто в силу оптического
увеличения.
Тесты резкости объективов: центр поля
Диафрагма |
Nikkor Ai-S 55mm f2.8 Micro |
Nikkor AF-S 18-55mm VR, at 18mm |
Nikkor AF-S 18-55mm VR, at 55mm |
Tokina RMC 80-200mm, at 80 mm |
Tokina RMC 80-200mm, at 200 mm |
Nikkor Ai-S 105mm f2.5 |
Takumar 135mm f3.5 |
Helios 44 58mm f2.0 |
f/2.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f/2.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/3.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/5.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/6.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии по объективам, резкость в центре поля зрения
Nikkor 55mm f2.8 Micro
Не зря этот объектив имеет славу одного из самых резких у Никона.
Он выглядит резче других, причем даже на открытой диафрагме. Только
на f/22 он слегка теряет резкость из-за дифракции и на f/32 мягок,
что неудивительно.
Nikkor AF-S 18-55mm G VR
Китовый объектив, шедший в комплекте с моим D60. Выдающейся резкостью
он, похоже, не обладает нигде, но на широком конце не теряет резкости
на открытой диафрагме, что очень полезно для съемки в помещениях.
В целом резкость на 18 мм везде вполне приемлема. К сожалению,
картина меняется на 55 мм. На f/5.6 он очень мутный! Почему-то я не сделал
снимка на f/8, но думаю, что там все нормально, как и дальше. На дальнем
конце этот объектив надо диафрагмировать.
Tokina RMC 80-200 mm f/4
Этот объектив обошелся мне очень дешево, поэтому я не ждал от него
чудес. По своим свойствам он очень похож на предыдущий: резкость
не фантастическая, но вполне приемлемая везде, кроме открытой диафрагмы
на дальнем конце. Но в отличие от 18-55, у этого объектива как раз
ценен длинный конец, поэтому результат теста (мутность на f/4 при 200 мм)
меня огорчил, хотя я и ожидал этого.
Nikkor Ai-S 105 mm f2.5
На открытой диафрагме мягок, на остальных нормально. Наиболее резок
на f/5.6. Я надеялся на большее. Надо было
еще попробовать в промежуточном, не подписанном положении (наверное,
f/3.5).
Asahi Pentax Takumar 135mm f3.5
Великолепный образец! Резок начиная с f/3.5; может, резкость и не
дотягивает до 55 mm Micro, но очень хороша, и все диафрагмы рабочие
(за исключением диффракционного предела на f/22). Этот объектив
имеет резьбу M42 и присоединялся через переходник с линзой, обеспечивающей
фокусировку на бесконечность.
Helios 44M 58mm f2.0
Имеет резьбу M39 и присоединялся с помощью переходного кольца M39-M42 и
адаптера M42-Nikon без линзы. Результат, как ни странно, отличный; я ожидал
очень плохого. На открытой диафрагме слегка нерезок, но вполне в пределах
разумного. Этот объектив практически мой ровесник; мой отец фотографировал
меня в 1968 на первом году моей жизни.
Тесты резкости объективов: углы
Поскольку кропы делались с тех же снимков, в углы попали достаточно разные
фрагменты, иногда не содержащие различимых мелких деталей, поэтому
тест на резкость в углах еще более неполноценен. Чтобы сделать фрагменты
более наглядными, я вырезал одинаковые по пиксельности куски (350x250).
Заметный falloff
у многих линз обусловил необходимость подъема яркости кривыми, что
также не добавляет резкости. Но кое-что из теста можно разглядеть.
Отмечу, что это углы на кропе 1.5, поэтому тест говорит о качестве
объективов не всё. Скорее всего, на полном кадре будет хуже, но у меня
нет полнокадровой зеркалки (цифровой). Сразу предупреждаю, что многие иллюзии,
возникшие при рассматривании снимков центра, сейчас рассеются.
Диафрагма |
Nikkor Ai-S 55mm f2.8 Micro |
Nikkor AF-S 18-55mm VR, at 18mm |
Nikkor AF-S 18-55mm VR, at 55mm |
Tokina RMC 80-200mm, at 80 mm |
Tokina RMC 80-200mm, at 200 mm |
Nikkor Ai-S 105mm f2.5 |
Takumar 135mm f3.5 |
Helios 44 58mm f2.0 |
f/2.0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/2.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
f/2.8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/3.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/5.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/6.3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
f/32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Комментарии по объективам, резкость в углах
Nikkor 55mm f2.8 Micro
Идеальный результат, на всех диафрагмах все хорошо. Высокая оценка,
сделанная по центру, подтверждается.
Nikkor AF-S 18-55mm G VR
На коротком конце на открытой диафрагме чуть нерезок, далее хорошо.
К сожалению, углы были темноваты и сказалось на кропах. На дальнем конце --
какая-то путаница, доверять нельзя.
Tokina RMC 80-200 mm f/4
На коротком конце все хорошо, если падение резкости и есть на открытой
диафрагме, то небольшое. К сожалению, на длинном конце в поле зрения попал
неудачный фрагмент, по которому трудно оценивать. Особого криминала не видно.
В целом резкость в углах и в центре аналогична.
Nikkor Ai-S 105 mm f2.5
Увы, хорошая резкость в углах начинается на f/5.6. Я ожидал большего.
На f/4 вполне можно снимать, но не идеал, на открытой диафрагме мылит.
В целом резкость в углах и в центре аналогична.
Asahi Pentax Takumar 135mm f3.5
Неудачный фрагмент в поле зрения, но резкости не видно нигде! Неужели
виноват переходник с линзой? Надо бы провести тесты еще раз, с вменяемым
объектом и с переходником и без.
Helios 44M 58mm f2.0
Тут-то все и вылезло. Фантастическая кома на открытой дырке! Нормально снимать
можно лишь начиная с f/5.6.
Вернуться к тестам фототехники